. Духовные основы творчества Достоевского

Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Он считает, что умный человек х гг. Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и — хаоса, разрушения, страдания. Одна из таких попыток подробно описана автором записок. Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать.

Как вы думаете, был ли Достоевский педофилом? (письмо Н. страхова Л. Толстому)

Вся читающая Россия замерла в предвкушении. И читатели знали, что писатель всегда затрагивает самый больной нерв современной жизни и поэтому всегда злободневен. Но за злободневностью у этого автора таилось и вечное, отличавшее его от посредственных беллетристов. Достоевский был огорчен, но главу переделал и принялся убеждать редактора Н.

ский режиссер Л. фон Триер. Тема вины находит в их творчестве прин- ципиально . вины, искал ее ис- токи в нарушении древних запретов и страхе наказания. цы является стыд: с ее точки зрения, «Достоевский разрабаты-.

Так фамилия Достоевских по названию села стала постепенно закрепляться за потомками Ртищева. Среди Достоевских были воины и священники. В конце в. Следы возрождения мы находим на Винничине в с. Войтовцы, где дед Достоевского, Андрей Григорьевич, служил протоиереем при местной церкви. Семейное предание Достоевских гласит, что православный протоиерей был к тому же и поэтом. Здесь родился и отец писателя, Михаил Андреевич.

Пользователю можно задать вопрос Автор вопроса отсылает к известному документу — письму Н. страхова Льву Толстому о Достоевском. В этом письме страхов, описывая свои отрицательные эмоции от общения с Достоевским, в частности, пересказывает свидетельство третьего лица: Висковатов — филолог, издатель и биограф Лермонтова. Близкими друзьями с Достоевским они не были. Но известно, что в том же грехе Достоевский признавался Тургеневу, с которым одно время был в гораздо более близких отношениях; когда Тургенев возмутился, Достоевский произнес:

Лепахин В. В. Икона в творчестве Достоевского («Братья. Карамазовы» потому стыдно, а он по всей моде, в помаде и завитой, . страх не любила Лизавету), – Лизавета с одной только злобы сидит, из одного.

Главная — Социология — Социология и метафизика в творчестве Достоевского Социология и метафизика в творчестве Достоевского"И если в этом хаосе, в котором давно уже, но теперь особенно, пребывает общественная жизнь, и нельзя отыскать еще нормального закона и руководящей нити даже, может быть, и шекспировских размеров художнику, то, по крайней мере, кто же осветит хотя бы часть этого хаоса и хотя бы и не мечтая о руководящей нити?..

Кто их подметит, и кто их укажет? Кто хоть чуть-чуть может определить и выразить законы и этого разложения, и нового созидания? Кто мог их дать? Кто помог бы разобраться в их хитросплетениях? Ни научная интеллигенция, ни большинство литераторов, ни учителя, ни духовенство оказались не способны к этому.

Записки из подполья». Место повести в творчестве Достоевского

Личность в художественном творчестве Достоевского 1. Первичный творческий акт, свободно начинающий жизнь личности, может быть и иным. В основе такого поведения лежит перевес любви к себе над любовью к Богу и другим существам. Вступление на такой путь жизни есть грехопадение. Оно ведет к столкновению целей себялюбивого существа с целями других существ, следовательно, к обособлению его от Бога и от других существ, к стеснению их и к борьбе с ними.

переживанием чувства страха, стыда, вины и т. д.) Позже его романы сходны с этой точки зрения, творчество Достоевского выходит за рамки.

Теперь обратимся к первой части. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Но анализ его не ограничивается индивидуальной психологией: Безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы… Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию.

У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.

Увлечение утопическим социализмом привело Достоевского сначала в кружок Петрашевского, где собрались социалисты с умеренными взглядами, а затем - в общество заговорщиков-радикалов под руководством Дурова. Последовали арест, смертный приговор, инсценировка его исполнения и - в последний момент - замена казни годами каторги и ссылки. Даже счастливый брак с Анной Григорьевной Сниткиной был омрачен смертью двухмесячной первой дочери Сони, от которой писатель долго не мог оправиться. Все это способствовало зарождению у Достоевского эпилепсии, привело к душевной раздвоенности, существованию на грани нервного срыва.

Предпринимались попытки объяснить поведение его персонажей с точки зрения разных психологических школ, в частности социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа.

Вы точно человек?

Начнем с популярной биографии. Селезнева , , Сараскиной по сравнению с ними менее беллетризована. В отличие от Л. С одной стороны, она рассказывает, как из всех осужденных один Петрашевский явно ей несимпатичный! Старательно оправдывая или резко обвиняя людей из окружения писателя, автор ссылается и на мнения, не совпадающие с ее позицией.

В чем же причина его творческой несостоятельности Страх за свою жизнь, разочарование от несостоявшейся любви, стыд перед счастливым.

Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше. Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят: Я в восторге от Достоевского. Но если говорить о серьезной читающей публике, думаю, Достоевский интересен не только русскостью.

Индивидуализм и одиночество, оторванность от общества, от себя, от Бога. Федор Михайлович очень четко это выразил.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского. Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное. За его романом закрепилось определение идеологический — разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека. Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове.

Когда я поцеловал ноги, она вся отдернулась и улыбнулась как от стыда, но какою-то Но я преодолел внезапное чувство моего страха и остался».

Тоска по иллюзорному идеалу - Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше. Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят: Я в восторге от Достоевского. Но если говорить о серьезной читающей публике, думаю, Достоевский интересен не только русскостью.

Он отражает состояние души современного человека — вне национального контекста.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Достоевский отражает состояние души современного человека Дебора Мартинсен: Достоевский отражает состояние души современного человека Предлагаем нашим читателям интервью с президентом Международного общества Достоевского, деканом Центра образовательных программ Колумбийского университета профессором Деборой Мартинсен. Складывается впечатление, что Фёдор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше.

Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят:

Для «подмаксимников» страх, как и стыд, - тема периферийная. После Чехова и Достоевский прав: Христос был великий путаник» (!). Тут писатель.

По поводу"Бедных людей" он пишет брату: А им и не вдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет" [1]. Говорят Макар Девушкин и Варенька Доброселова, автор только размещает их слова: Эпистолярная форма есть разновидность . Слово здесь - двуголосое, в большинстве случаев однонаправленное. Таким оно является как композиционное замещение авторского слова, которого здесь нет.

Мы увидим, что авторские интенции очень тонко и осторожно преломляются в словах героев - рассказчиков, хотя все произведение наполнено явными и скрытыми пародиями, явной и скрытой полемикой авторской. Но здесь нам важна пока речь Макара Девушкина лишь как монологическое высказывание героя, а не как речь рассказчика в , функцию которой она здесь выполняет ибо других носителей слова, кроме героя, здесь нет. Ведь слово всякого рассказчика, которым пользуется автор для осуществления своего художественного замысла, само принадлежит к какому-нибудь определенному типу, помимо того типа, который определяется его функцией рассказывания.

Каков же тип монологического высказывания Девушкина? Эпистолярная форма сама по себе еще не предрешает тип слова. Эта форма в общем допускает широкие словесные возможности; но наиболее благоприятной эпистолярная форма является для слова последней разновидности третьего типа, т. Письму свойственно острое ощущение собеседника, адресата, к которому оно обращено.

Творческие искания Достоевского

Федор Михайлович по какому-то поводу завел речь об отношениях между полами. Из особой горячности, с какой он говорил об этих отношениях, я вижу, что он как будто очень интересуется ими. Из воспоминаний о Достоевском. Очевидно также, что сведения об этих фактах могут характеризоваться либо как достоверные, либо как вероятные — в зависимости от условий получения соответствующей информации. Исходя из общих соображений, то есть принимая во внимание возможность ошибки применительно к любым обстоятельствам, не должна означать.

Достоевский, Федор Михайлович, писатель, родился 30 октября . время процессом литературного творчества: мы знаем, что в г. т. е. стыдно будет дать меньше или за такую вещь, . из-за страха прослыть глупцом за несогласие с литературными авторитетами.

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

По словам Достоевского, образы и идеи мировой литературы"мы не скопировали только, а привили к нашему организму, в нашу плоть и кровь; иное пережили и выстрадали самостоятельно, точь-в-точь как те, там — на Западе, для которых это было свое родное" []. При этом творчество самого Достоевского отличалось особенным универсализмом, и перекличек с гениями других литератур у него значительно больше, чем у Толстого или Чехова.

По словам Жака Катто — одного из ведущих современных исследователей Достоевского,"романы Достоевского изобилуют литературными аллюзиями и реминисценциями. Всякое его произведение есть скрытая, чаще всего не прямая, но страстная экзегеза литературы, философии и истории Каждая книга, прочитанная героем, обрисовывает его психологически; объект дискуссии, она отражает его социальное состояние и недовольство им; процитированная Полный религиозного благоговения перед литературным фактом и в то же время жаждущий завоевать себе место в когорте великих, он ввязывается в вечный духовный"спор", который разворачивался в литературе и журналах его эпохи" [].

Ментальные ловушки Вина и стыд